ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
 

 

 

 

 

[Домой]   [О школе]   [Деятельность]  [Достижения]  [Нормативные документы]  [Фотоальбом]  [Гости] [Новости] [Статьи]

Положения о соревнованиях

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ  МОНИТОРИНГА

В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

 

 Дудура И.В.

директор ОГОУДОД ДЮСШ «Юпитер»

Соломатин М.В.

инструктор-методист ОГОУДОД ДЮСШ «Юпитер»

 

 Мониторинг одно из условий успешного проведения

изменений в образовательном процессе.

 

Е. Коротаева

доктор педагогических наук

       Мониторинг - это система постоянного отслеживания четко определенного круга данных. Эта система постоянных замеров, имеющих целью отразить полученную информацию и обеспечить базу для непрерывного прогнозирования.

     Следует различать понятия:

«носители информации» — это обучающиеся, обладающие потенциальной информацией, которая проявляется в их действии;

«источники информации» - это канал информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи.

     Сегодня трудно найти спортивную  школу, где не организовывается работа по проведению мониторинга  деятельности обучающихся (в технологиях обучения, в образовательном менеджмен­те и пр.), но вот результаты мониторинга в силу самых различ­ных обстоятельств оказываются далеко неоднозначными, а за­частую и вовсе плачевными. Причин много, но одна из них, и довольно существенная, - слабый мониторинг процесса внедре­ния, что не дает возможности своевременно корректировать учебный процесс. Отслеживают, как правило, лишь какое-то одно направление - выступление на соревнованиях, травматизм на занятиях, управленческую деятельность, либо качество знаний, умений и навыков обучающихся в своем виде спорта и т.д.,  получая достоверную и полную информацию об отслеживаемом процессе или явлении.

           Соответствие целей и правильная диагностика залог успеха.

     Работа по ведению мониторинга необходима для получения достоверной информации о результатах выступлений, росте спортивного мастерства, сохранности контингента, качестве педагогической деятельности

     Механизм ведения мониторинга и ведения рейтинга.

     Результативность выступлений на соревнованиях и показатели работы тренеров-преподавателей на основании разработанных положений  «Лучший спортсмен года» (на примере групп спортивного совершенствования), «Лучший тренер-преподаватель года» переводятся в баллы (см. приложение №1). Среди обучающихся помимо ведения мониторинга, ведется своеобразный рейтинг, который в свою очередь позволяет не только наглядно показать лучших обучающихся школы, но и дает возможность остальным ребятам увидеть сложившуюся ситуацию, проанализировать и в дальнейшем прогнозировать свою соревновательную деятельность. 

    Результаты мониторинга и рейтинга обучающихся дополняются и обновляются каждый месяц на протяжении всего учебного года, а итоги мониторинга работы тренеров-преподавателей в конце учебного года. Все результаты достоверны и вносятся в специально разработанную таблицу «Рейтинг» (см. приложение №2) на информационный стенд школы на основании предоставленных документов (заявка на участие, итоговые протоколы, заверенные соответствующими органами).

    На протяжении всего учебного года систематизируется и обрабатывается поступаемая информация,  в конце учебного года по сумме набранных баллов выявляются лучшие спортсмены года ДЮСШ «Юпитер».

     Победители смотра-конкурса «Лучший тренер-преподаватель года» (см. приложение №3 ) определяются на заседании конкурсной комиссии в конце года.

      Такой прием ведения мониторинга позволяет отслеживать результативность выступлений, сохранность контингента обучающихся, показывает плодотворность и качество работы тренеров-преподавателей.

      Практика показала, что мониторинг учебно-тренировочного процесса, проводимый на протяжении длительного периода наблюдения и с использованием посто­янных критериев, дает стабильную и более объективную информацию о состоянии дела, а это позволяет своевременно реагировать на все спады и подъемы, вносить необходимые коррективы, делая саму учебно-тренировочную работу личностно значимой.

 

« Моя спортивная карьера»

       Столярова Екатерина Андреевна 

         25 апреля 1988 года рождения

         Мастер спорта России, член молодежной сборной команды России.

    

  Моя профессиональная спортивная карьера началась 4 года назад. Мой дедушка, Столяров Игорь Леонидович, основатель Федерации фристайла в СССР, мой папа, Столяров Андрей Игоревич, Заслуженный тренер РСФСР по фристайлу  и моя мама, Столярова Марина Юрьевна, также является тренером по фристайлу. Вот по этому,  мне суждено было стать спортсменом в этом виде  спорта.

   В 2,5 года мои родители впервые поставили меня на горные лыжи. До 6 лет я просто познавала, что такое горные лыжи.  Мои родители часто меня возили с собой на  сборы и соревнования.  В  6 лет меня записали в СДЮШОР « Огонек » города Чусовой  Пермской области  в группу отделения фристайла, где моим тренером была моя  мама. Всё это время до января месяца 2003 года я тренировалась  дома в городе Чусовой. Были у меня и маленькие спортивные победы  и поражения. Но у меня  есть пример для подражания - мой двоюродный брат Долгодворов Денис - Мастер Спорта, член сборной команды России по фристайлу. В 2000 году  Денис переехал жить  и тренироваться   в город Томск и поступил учиться в Томский Государственный педагогический Университет на Факультет физической культуры. В январе 2003 года я тоже  переехала жить, учиться  и тренироваться в г.Томске в ДЮСШ «Юпитер». Моим  тренером стал Мархель Валерий Борисович. Благодаря его умелой организации тренировочного процесса, мной были достигнуты  первые высокие спортивные результаты. В марте 2003 года на Чемпионате России  по фристайлу, проходившим  в городе Чусовой,  я выполнила норматив Кандидат в Мастера спорта. На  Юниорском  Первенстве России  в городе Кировске в апреле 2003 года  я выполнила  норматив  Мастера спорта России.

   За период  зимнего  сезона  2003 – 2004 г.г. я принимала участие:

-  в Юниорском  Первенстве России  г. Санкт-Петербурге,  где заняла 2  место;

- в  I-ой  Зимней Спартакиаде Учащихся  России стала двукратной Чемпионкой  России  по индивидуальному  могулу  и в  акробатических прыжках с трамплина;

- в Чемпионате  России   в городе Чусовой - 5 место;

- в Кубках   России  я занимала 4, 5.и 6 места;

- в  Юниорском  Первенстве  России - 3 место и  Финале  Кубка России  - 4 место  проходивших  в г. Кировске. На  Кубке  Европы  в г. Санкт -  Петербурге - 8  место. 

   Мне  16  лет. Я полна стремления к высоким  спортивным результатам. Впереди  меня  ждут  крупные Российские и Международные соревнования и самая  заветная  мечта всех  спортсменов  и моя, - участие  в Олимпийских  Играх.  В  меня  верят  мои  родители, мой тренер, моя школа, мои родные  и друзья. Я верю в себя!!!

 

ТОМСКАЯ СМЕНА ДЛЯ ВОЛЕЙБОЛА 

             Но вот кто оптимистично смотрит в олимпийское будущее, так это томские волейболистки. По словам директора волейбольного клуба «Томичка» Натальи Леоно­вой, сейчас у них занимаются очень хорошие, перспективные дети  средний рост команды 185 сантиметров, и это у 14-летних девочек! Лет через пять-семь они способны вырасти в «звездочек», и их вполне можно будет увидеть в составе олим­пийской сборной страны! Предпосылки к этому уже есть. Так, недавно малень­кие "Томички" принимали участие в пятых Олимпийских играх "Дети Азии», и, несмотря на то, что это был их первый выход на международную арену, наши заняли третье место. Ну, растите, девочки!

         «А если говорить о теперешней олимпийской сборной, то она очень сильная,  высказывает мнение Наталья.  Правда, в ней не очень хорошая психологическая обстановка, так как главный тренер Юрий Николаевич Карполь человек очень эмоциональный, и не все воспринимают его систему поведения.

          От женщин Я не ожидаю перво­го места, но 2-3-е должно быть. Хотя и за «золото» они могут побороться, но только в том случае, если сыграют так, как умеют играть, невзирая на личные проблемы и настроение. А вот для мужчин первое место очень и очень реально. Я во­обще считаю, что у российского волейбола есть будущее, и мы дол­жны бороться за 1 -е места на всех соревнованиях высшего ранга.

От себя бы добавила, что рос­сийские спортсмены, в том числе и томские, могли бы бороться за высшие награды не только в во­лейболе. Традиции у нас дай бог каждому. Только пока не так хороши условия... 

Буфф-сад

5 августа 2004г., № 31

 

 

Спортивный отбор на этапе начальной подготовки. 

Особенности и проблемы.

 Амелин А.В., тренер-преподаватель I категории ОГОУДОД ДЮСШ «Юпитер»

 

           Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

            Спортивный отбор  длительный и многоступенчатый процесс.  Его эффективность обеспечивается комплексными методиками оценки личности спортсмена, предполагающими использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) на всех этапах многолетней подготовки спортсмена.

Спортивный отбор осуществляется в 4 этапа, неразрывно связанных с многолетней подготовкой и воспитанием спортсменов:

1.      этап начальной подготовки (группы СОГ и НП);

2.      этап спортивной специализации (группы УТ);

3.      этап поиска перспективных спортсменов (группы СС), зачисление их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР;

4.      этап отбора спортсменов в составы сборных команд России.

При этом на каждом этапе существуют свои задачи, которые накладывают определенные особенности.

Главными задачами этапа начальной подготовки являются: привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на разностороннюю физическую подготовку, воспитание морально-этических и волевых качеств, а также развитие их личности.

Перед началом работы по спортивному отбору детей на этапе начальной подготовки целесообразно провести подготовительные мероприятия: агитационные мероприятия,  с целью вызвать интерес к занятиям спортом; тестирование (вступительные экзамены) и наблюдения  в течение непродолжительного времени, для определения способностей детей к данному виду (или группе видов) спорта. И лишь затем зачислять детей в группы начальной подготовки спортивных школ и клубов, в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями для зачисления могут являться данные тестирования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы, данные медицинского обследования.

 Особенности агитационных мероприятий и первоначального тестирования.

В последнее время в ряде спортивных школ в «сложных» видах спорта (например, спортивная гимнастика) наблюдается тенденция уменьшения числа детей, желающих заниматься. Факты зачисления в группы НП детей, не имеющих первоначальных данных для выбранного вида спорта, с целью соблюдения требований школ по наполняемости групп, приобретают все больший размах.

Как правило, проблема заключается не в популярности вида спорта, а в правильной агитации детей и, главным образом, родителей. В качестве положительных агитационных мероприятий можно использовать показательные выступления на праздниках и родительских собраниях в школах и детских садах, организацию в школах спортивных факультативов, фестивалей и соревнований. Немаловажную роль в этом играют родительские комитеты. Есть немало примеров, когда желание родителя не только приводило ребенка в вид спорта, но и помогало не бросить тренировки при появлении первых трудностей.

Большую психологическую роль во время зачисления в школу играет тестирование (приемные экзамены). С одной стороны оно позволяет отобрать детей, имеющих хорошие показатели. С другой – хорошие результаты тестирования сильно влияют на самооценку родителя, повышая его заинтересованность в занятиях, так как ребенка отобрали как лучшего.

 Во время отбора детей на этапе начальной подготовки большую роль играет наблюдения спортсмена в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на этом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих спортсменов значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

При вовлечении детей в спорт, их интерес и личные достижения в наибольшей мере зависят от соответствия индивидуальных особенностей организма специфике того или иного вида спорта. В этом случае выбор ребенком вида спорта составляет сущность спортивной ориентации.

 Спортивная ориентация или проблема выбора вида спорта.

Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности — задача спортивной ориентации.

Частыми являются случаи, когда родители приводят своего ребенка в спортивную школу, руководствуясь не выбранным видом спорта, а географической расположенностью (близостью к дому) спортивной школы. В этом случае хорошо поставленная спортивная ориентация школы повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Несомненно, при отборе детей на этапе начальной подготовки больше преимуществ имеют спортивные школы, объединяющие несколько видов спорта, желательно «родственных», имеющих общие элементы начальной подготовки групп. Например, спортивная гимнастика, акробатика, аэробика, рок-н-ролл.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.

Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации индивида, следует трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам.

 

Звезды «Юпитера» загораются 

Традиционно в дни школьных каникул на базе ОГУ СОЦ «Юпитер» прошло Открытое Первенство ОГОУДОД ДЮСШ «Юпитер» по волейболу и настольному теннису «Звезды «Юпитера».

         В соревнованиях по волейболу приняли участие 7 команд из п.г.т. Яя, г.Асино, ЗАТО Северск, Кожевниковского, Молчановского, Первомайского района и команда ДЮСШ «Юпитер» - г.Томск.

         В упорной борьбе кубок достался сборной команде ДЮСШ «Юпитер», тренеры-преподаватели Гранова Р.Г. и Ворпотинская Г.В.

         В соревнованиях на личное первенство по настольному теннису «Звезды «Юпитера» приняло участие 156 спортсменов в составе 18 представительств из г. Барнаула, г. Юрги, п.г.т. Яя, ЗАТО Северск, Томской области и г. Томска.

         Победителями данных соревнований среди девочек стали: Зуева Кристина и Петляк Екатерина, г.Юрга (тренер-преподаватель Сульгин В.В.).

         Среди мальчиков – Гусев Арсений, школа №49 (тренер-преподаватель Созинов А.В.) и Безукладников Дмитрий, Лучановская средняя школа (тренер-преподаватель Девятовский А.Ф.).

Удачно на данных соревнованиях выступила воспитанница ДЮСШ «Юпитер» Грешных Надежда, занявшая 2 место (тренер-преподаватель Сиротюк Ю.В.). 

 

Дорогие друзья!

 Спортивный комплекс «Юпитер» не имеет аналогов в Томской области: в нем располагаются большой игровой и теннисный залы, два зала единоборств, зал аэробики, тренажерный зал, медицинский и массажный кабинеты, комфортабельные раздевалки и сауна, здесь же находится и наша детско-юношеская спортивная школа «Юпитер», созданная 2 года назад распоряжением Губернатора Томской области.

В ДЮСШ «Юпитер» всегда ждут ребят на занятия в секции волейбола, настольного тенниса, гиревого спорта, борьбы самбо, рок-н-ролла, лыжных гонок и фристайла. Одна из самых интересных секций борьба самбо, которую посещают 220 мальчиков и девочек.

Занятия на отделении борьбы самбо проходят под началом тренеров-преподавателей: Кривошеина Сергея Николаевича, мастера спорта России; Барнаева Дмитрия Александровича, кандидата в мастера спорта; Кононова Андрея Николаевича, выпускника 2004г. факультета физической культуры ТГПУ; Васютина Сергея Эдуардовича, тренера с 12-ти летним стажем. Расскажем же мы сегодня о единственной девушке-тренере на отделении борьбы самбо Бузиковой Лине Сергеевне.

Жизнь Лины Сергеевны очень насыщенна. Свою спортивную карьеру она начала с 11 лет и до сих пор продолжает выступать на соревнованиях по борьбе самбо. После школы она поступила в колледж культуры и с успехом его закончила. Сейчас она учится в ТГПУ на заочном отделении факультета физической культуры. По итогам 2003-2004 учебного года Лина Сергеевна стала победителем смотра-конкурса «Лучший начинающий тренер ДЮСШ «Юпитер». Наш коллектив избрал ее председателем профсоюзного комитета.

На занятия борьбой самбо к Бузиковой Л.С. ребята приезжают с разных районов города Томска, а Задорожный Валентин уже стал чемпионом областных соревнований по борьбе самбо.

Мы и Вас приглашаем на занятия в нашу школу по адресу: ул.Смирнова 48б, справки по тел.72-42-36.

 

 

 

 

 
Используются технологии uCoz